Пенсионное обеспечение, при наступлении оснований для его назначения, гарантировано Конституцией и российским законодательством каждому гражданину РФ. Нормативно-правовыми актами закреплены понятия «страховой пенсии» (ФЗ № 400 от 28.12.2013) и «государственной» (ФЗ № 166 от 15.12.2001). Чтобы избежать путаницы в понятиях, следует разобраться — в чем заключается разница между социальной (разновидность государственной) и страховой пенсией.
В чем специфика социальной и страховой пенсии?
Главное отличие социальной и страховой пенсии заключается в условиях их назначения.
Правом на получение страховых выплат обладают следующие претенденты:
- лица, достигшие установленного пенсионного возраста (для мужского населения — 60 лет, для женского — 55 лет);
- граждане, выработавшие минимальный страховой стаж с количеством пенсионных баллов, принятых на момент назначения выплат.
Что принесла пенсионная реформа 2015 года
До 2015 года главным нормативно-правовым документом, регламентирующим пенсионное обеспечение, был ФЗ № 173, основывающийся на понятиях «трудовая пенсия» и «трудовой стаж».
Основными критериями при расчете трудовых пенсионных выплат служили такие составляющие:
- Базовая часть, размер которой фиксирован и подлежит ежегодной индексации;
- Сумма пенсионного капитала;
- Ожидаемый период выплат (19 лет);
- Коэффициент, который рассчитывается, как отношение выработанного страхового стажа (в мес.) к 180 месяцам.
Помимо базового элемента в суммарные начисления пенсионерам включались накопительная и страховая части.
Виды страховых пенсий
Самый массовый гарантированный денежный доход базируется на трех основных видах социального пособия:
- начисления по достижению соответствующего возраста (пенсионное обеспечение по старости);
- выплаты, на основании присвоенной группы инвалидности;
- пособия, отчисляемые близким родственникам и/или иждивенцам по потере кормильца.
Каждый вид дохода характеризуются законодательно очерченными индивидуальными особенностями.
Кому положены
Главные изменения, произошедшие в 2018 году, благодаря новому витку реформы, касаются возрастной планки выхода на заслуженный отдых. Назначен переходный период, после которого (к 2023 году) мужчины будут прекращать трудовую деятельность в 65 лет, а женщины — в 60.
Лица, оформляющие пенсионное пособие в 2020 году, должны иметь минимальный стаж 11 лет, минимальный размер ИПК — 18,6 балла.
Страховые выплаты по инвалидности назначаются следующим категориям населения:
- гражданам с подтвержденной медицинскими экспертами инвалидностью одной из трех групп;
- гражданам, утратившим трудоспособность, вне зависимости от продолжительности трудового стажа на момент признания инвалидности (достаточно иметь 1 день зарегистрированной трудовой деятельности).
На доход по потере кормильца имеют право:
- Состоящие на иждивении умершего близкие родственники, не имеющие возможность самостоятельно материально себя обеспечивать (например, студенты дневного отделения до 23 лет);
- Взрослые члены семьи, неработающие по причине ухода за детьми умершего человека (по достижению детьми возраста 14 лет);
- Члены семьи, не находящиеся на иждивении покойного, но утратившие финансовый источник средств к существованию.
Пособие по потере кормильца устанавливаются либо временно (пока не появится новый источник дохода), либо бессрочно.
Виды социальных выплат, кому положены
В России порядка 5% граждан имеют право на получение социального пособия. Между страховой и социальной пенсией есть не только отличия, но и схожесть по видам выплат. Правда, условия их назначения несколько иные.
Виды социальных дотаций идентичны страховым выплатам:
- По возрасту — пособие положено гражданам с недостаточным трудовым стажем (либо с полным его отсутствием) и не дотягивающим до минимума размером ИПК;
- По инвалидности — дотации выплачиваются нетрудоспособной группе граждан без единого дня трудового стажа (инвалиды детства, лица с любой группой инвалидности);
- По потере кормильца — субсидии назначаются несовершеннолетним лицам и студентам очной формы обучения до 23-летнего возраста, оставшимся без попечения родителя (-ей).
Чем еще отличается социальная пенсия от страхового пособия, так это возрастной планкой выхода на заслуженный отдых.
До реформы 2018 года, социальные пенсионеры обретали право получения выплат на 5 лет позже, чем граждане со страховым стажем. Но тогда это было 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. После пятилетнего сдвига в сторону увеличения возраста, к 2023 году к категории пенсионеров по соц. основанию отнесут мужчин в 70 лет, женщин — в 65.
Размер социального пособия в 2019 году
В отличие от страховых выплат, индексируемых в начале года, размер соцпособий пересматривается традиционно в апреле месяце. В 2019 году прошла индексация соцвыплат на 2,4%, и базовая основа составила 5304,57 рублей.
Именно такую сумму с 1 апреля получают пенсионеры по старости.
По остальным основаниям размер пособия:
- 10609 руб. — по потере кормильца;
- 5305 руб. — по инвалидности (для 1 и 2 группы):
- 4509 руб. — для инвалидов 3 группы;
- 10609 руб. — для 2 группы инвалидов с детства;
- 12731 руб. — для инвалидов с детства 1 группы и детей-инвалидов.
Размер дохода, не дотягивающий до прожиточного минимума (ПМП по России равен 8726 рублей) дотируется из регионального или федерального бюджета.
К тому же пенсионеры, получающие соцдотации не могут даже заняться подработкой, ибо в отличие от получателей страховых начислений, им незамедлительно приостанавливают выплаты.
Сравнительный анализ страховой и социальной пенсии
Чтобы тщательнее разобраться, что означает социальная и страховая пенсия, в чем их сходство и различие, рассмотрим таблицу сравнительного анализа двух систем выплат.
Данные приведены на 2019 год и на перспективу.
Наименование позиции | Страховая пенсия | Социальная пенсия | ||
2019 год | после 2020 г. | 2019 год | после 2020 г. | |
Пенсионный возраст
(мужчины/женщины) |
60,5/55,5 | к 2023 г.
65/60 |
65,5/60,5 | к 2023 г.
70/65 |
Минимальный стаж, лет | 10 | к 2024 г.
15 |
Не играет роли | |
Минимальное кол-во пенс. баллов | 16,2 | к 2025 г.
30 |
Не играет роли | |
Индексация | На 7,05% для неработающих пенсионеров | 2020 г. — 6,6%;
2021 г. — 6,3% |
2019 г. — 2,4%; | 2020 г. — 3,9%;
2021 г. — 2,7% |
Выплаты при трудоустройстве | Выплачивается с отложенной индексацией | Вопрос в стадии решения | Не выплачивается | |
Возможность передачи средств в НПФ | Разрешено размещение накопительной части | Не предусмотрено | ||
Усредненный размер пенсии, руб. | 15 430 после индексации | к 2024 г. —
20 000 |
5 305 после индексации | В соответствии с принятой индексацией, но существенно ниже размера страховых начислений |
Возможность досрочного оформления | При стаже 37 лет для женщин и 42 года для мужчин можно оформить выход на пенсию на 2 года раньше | Не предусмотрено |
Следует отметить, что в таблице не учтены параметры льготной категории граждан, для которых размер страхового пенсионного обеспечения, равно как и возрастная пенсионная планка отличается от среднестатистических данных.
Это касается лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, или трудящихся на производстве с вредными условиями труда.
Заключение
Сравнительный анализ двух систем начислений явно свидетельствует не в пользу государственного вида пособия. С недостаточным ИПК и количеством трудового стажа могут столкнуться не только люди, ни дня не работающие, но и граждане, получающие зарплату в конвертах, так как за них работодатель для своей выгоды не делал отчисления в ПФР в полном объеме. Это еще раз говорит о том, что нужно искать работу с «белой» зарплатой.