Независимо от того какое количество человек в штате предприятия (больше сотни либо всего один) каждый работодатель обязан отчитываться в такие государственные органы, как Пенсионный фонд и Фонд Соцстраха. Соответственно производить туда все необходимые отчисления и предоставлять отчёты. В некоторых ситуациях работодателю необходимо снятие с учёта в ПФР и ФСС. Далее, в статье расскажем, как это сделать, каков порядок действий при этом, а также какие документы требуется предоставить.
ИП как работодатель
Индивидуальный предприниматель, наряду с другими компаниями иной организационно-правовой формы, также может являться работодателем. Поэтому в силу некоторых положений действующего законодательства он обязан предоставлять соответствующие документы в Пенсионный Фонд России (- далее ПФР), а также Фонд Социального Страхования (- далее ФСС).
Если по каким-либо причинам ИП принимает решение о прекращении своей деятельности, следует придерживаться следующего алгоритма:
- Расторгнуть все существующие трудовые соглашения со своими работниками;
- Произвести соответствующие выплаты бывшим сотрудникам;
- Произвести выплаты в контролирующие органы, а также уплатить причитающиеся налоги и сборы.
Важно понимать различие между полным прекращением деятельности и просто увольнением всех сотрудников.
В первой ситуации, наравне с представлением всех требуемых бумаг, требуется подача соответствующих заявлений, а именно бланков о снятии ИП с учёта в ПФР, ФСС.
Если же просто в числе работающих остаётся лишь одно лицо — сам предприниматель, то предоставление отчётности в пенсионный будет необходимо, но только в случае дальнейшего продления деятельности. Также следует поступить с отчетностью в ФСС, необходимо будет предоставление заявления о снятии в качестве работодателя. Но здесь важно учесть, что если помимо трудовых соглашений были заключены соглашения гражданско-правового характера, то уплата взносов по ним будет продолжаться, а соответственно сниматься с учёта нет необходимости.
Порядок снятия с регистрационного учёта страхователей
Снятие с учёта ИП в качестве страхователя в ПФР происходит только после подачи им соответствующих бумаг. При этом пакет документов будет выглядеть следующим образом:
- Бланк заявления о снятии с учёта в качестве страхователя в ПФР;
- Копии распоряжений о прекращении трудовых отношений с сотрудниками либо иных документов, подтверждающих этот факт;
- Копии распорядительных либо иных документов, свидетельствующих об окончании гражданско-правовых отношений.
Перечень документов для снятия в качестве работодателя для ФСС будет выглядеть аналогично за исключением лишь иного бланка самого заявления.
Ниже перечислим ситуации, когда подача заявления в ПФР и ФСС о снятии с регистрационного учёта необходима:
- Если все работники были уволены, но ИП продолжает дальше существовать, без оформления своей ликвидации;
- Если в компании была произведена реорганизация и «головное отделение» было ликвидировано либо присоединено к другому отделению.
Во всех случаях алгоритм действий будет следующим:
- Подготовка требуемых бумаг;
- Подача соответствующих документов в органы;
- Ожидание установленных сроков;
- Получение соответствующего уведомления.
Допустима подача документов в любое время, но при этом потребуется предоставление соответствующей нулевой отчётности до самого момента ликвидации.
Заявление и уведомление
Поскольку деятельность двух этих ведомств не зависит друг от друга, формы заявлений, предъявляемых в них, тоже регламентируются разными актами.
В пенсионный подаётся бумага, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п (приложение № 10), но несмотря на то, что официально этот документ утратил свою силу, нормы, регулирующие порядок подачи заявления о снятии с учёта в ПФР, следует читать в новой редакции.
Бланк должен содержать в себе:
- Название органа, в который предъявляется бумага;
- Персональные данные лица — заявителя;
- ИНН и ОГРНИП подателя заявления;
- Адрес проживания;
- Контактные данные;
- Отметку в виде проставления галочки в соответствующем поле, информирующем о причинах прекращения деятельности работодателя;
- Дату подачи бумаги;
- Подпись заявителя.
Скачать заявление о снятии с регистрационного учета индивидуального предпринимателя — работодателя
Заполнению заявления в ФСС подлежат следующие строки:
- Дата подачи документа;
- Название органа, в который подаётся заявление;
- Персональные данные заявителя;
- Адрес проживания;
- Номер регистрационный страхователя;
- Проставление соответствующей галочки в поле, информирующем о наличии (отсутствии) гражданско-правовых договоров;
- Подпись заявителя.
Скачать заявление в ФСС о снятии с учёта в качестве работодателя
После подачи требуемых документов соответствующий орган может направить заявителю уведомление о снятии с учёта. Сделать он это может как непосредственно вручив бумагу, так и путём её направления по электронной почте.
Действующим законодательством закреплён порядок снятия с учёта работодателя в ПФРи ФСС. Предоставлять документацию необходимо в случае увольнения всех работников. Если же происходит ликвидация ИП, названные сведения автоматически поступают в указанные органы.