Раньше работники ПФР выписывали претендентам на получение пенсионных дотаций бланки удостоверений. В нем прописывались данные заявителя и дата его рождения. Этот бланк включал разновидность выплаты и ее размер.
Изменение в процедуре выдачи
Процедура получения бланка сводилась к следующему:
- Претендент собирал пакет бумаг (подтверждение стажа, копия трудовой);
- Открывал счет в банке, на который переводилось пособие;
- Обращался к специалистам фонда;
- Работниками отделения производилась проверка;
- Устанавливалась выплата пособия;
- Выдавалась книжка, с вклеенной фотографией и всей информацией на получателя.
Замена пенсионного удостоверения справкой
Начиная с 2015 года, пенсионный фонд отказался от выдачи удостоверений, заменив их бумажным вариантом, содержащим данные, идентичные тем, что прописывались в книжке. В новом образце отсутствует фотография получателя пособия, а печатается он на стандартном листе формата А4.
Отмена книжек не влияет на социальные права россиян. Пенсионеры также вправе воспользоваться всеми предоставленными льготами. Например, для получения карты на льготный проезд в городском транспорте или при приобретении железнодорожных билетов. Только теперь подтвердить свой статус получатели пособия могут посредством предоставления справки.
Действуют ли сейчас пенсионные удостоверения
В настоящее время в России все еще действуют книжки старого образца, которые были выданы до 2015 года. Свидетельства, находящиеся на руках у пенсионеров, не изымаются. Гражданам, которые приобрели статус пенсионера после, выдается только справка и поменять ее на книжку нельзя, так как их выпуск был отменен по решению Правительства РФ. Если документ старого образца пришел в негодность или был утерян, его также заменят на новый образец.
Новую справку можно получить посредством сети-интернет, сделав заказ на официальном ресурсе ПФР, во вкладках «Личный кабинет» или «предварительный заказ». Однако пенсионеру в любом случае придется прийти в отделение фонда, чтобы забрать заказанный документ. Записаться на прием к специалистам ПФР можно также в «Личном кабинете».
Чтобы впервые получить справку, необходимо прийти в ПФР с пакетом бумаг, включающим:
- Паспорт;
- Основной документ трудящегося (трудовая книжка);
- Карточку СНИЛС;
- Свидетельство о заключении брачно-семейных отношений (если есть) и о наличии детей;
- Подтверждение доходов;
- Бумаги об образовании.
На оформление справки ПФР потребуется 10 дней, получение повторного документа происходит за 2 дня. Готовая справка будет напечатана на листе формата А4. На нем проставляется герб и печать, а также подпись начальника отделения пенсионного фонда.
Почему ПФР не выдает пенсионерам удостоверения
С января 2015 года вступил в силу ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», предусматривающий новые принципы назначения и выплат пенсионных пособий. В законе отражен пункт об отмене удостоверений. Фактически выдача книжек была прекращена в июне 2015 года.
Причины отмены:
- бесполезность — после внедрения электронной базы, в которой хранятся данные обо всех получателях пенсионных пособий, необходимости в наличии такого документа больше нет;
- изготовление и заполнение книжек занимало достаточно много времени;
- в случае утраты, наличия опечаток или несоответствия заполненных данных, старая книжка списывалась, а вместо нее выдавалось новая, что увеличивало расходы.
Правительство пытается минимизировать затраты из государственной казны. Нововведение позволило сократить время подготовки документа, так и минимизировало расходы на его изготовление.
Что лучше: пенсионное удостоверение или новая справка
По своему содержанию новый образец не отличается от книжки. Он содержит следующую информацию:
- данные органа ПФР;
- данные о получателе пособия (паспортные);
- номер свидетельства
- СНИЛС;
- о назначенной разновидности пенсии (по старости, инвалидности или потери кормильца);
- о сроках установленных выплат;
- о сумках выплат;
- номер и день выдачи.
Плюсы и минусы нововведения
К плюсам относится:
- Постоянное обновление информации о сумме получаемого довольствия — размер пенсии указывается на день получения документа. В ней указывается сумма выплаты в период выдачи и далее не переписывался;
- В случае утраты или непригодности справку можно быстро восстановить. Это занимает не более нескольких дней.
Основными минусами нового документа являются:
- Неудобство для пенсионеров — необходимо постоянно заказывать новую бумагу для предъявления по требованию;
- Отсутствие водяных знаков. Новый документ легче подделать;
- Быстрое изнашивание справки — для сохранности ее нужно ламинировать. Удостоверение имело твердую обложку;
- Отсутствие фотографии, соответственно подтвердить принадлежность документа конкретному человеку можно только при наличии паспорта. В свидетельство старого образца фото вклеивалось.
Законодательство не определило срок действия этого документа. Заменить его можно в любой момент, как только он пришел в негодность, для этого необходимо снова посетить локальное отделение ПФР.