Повышение возраста выхода на пенсию — это одна из мировых тенденций. Вводить такую норму в практику стали впервые в странах Запада. Объяснялось реформирование пенсионной системы ростом средней продолжительности жизни граждан, что является признанным фактом. Но у такового нововведения есть и иные объективные основания.
Рассмотрим, во сколько лет люди выходят на покой в различных странах мира. Каковы возрастные показатели и чем отличаются. Как мировые тенденции влияют на государства социальной направленности. Каково будущее человечества, с точки зрения обеспечения престарелых людей.
Мировые показатели
Статистика утверждает, что средний показатель возраста выхода на покой в мире составляет 65 лет. Однако это относительная величина. Ведь из 251 государства, существующего в 2020 году, систему пенсионного страхования уже создало не более половины. К примеру, в Индии таковая отсутствует априори. То же можно сказать о Таиланде, Ираке, Пакистане и многих других.
Система страхования на случай утраты трудоспособности — это одно из лучших достижений демократии. Она внедряется в развитых странах. Впервые пенсия была назначена в Германии в 1880 году. Причем строится институт пенсионного страхования на разных принципах. А в тех государствах, где он пока отсутствует, содержанием стариков занимаются более молодые родственники. Например, в Китае обязанность по финансовому обеспечению мамы и папы в старости ложится на сына.
Три системы
Сейчас системы страхования на старость развиваются тремя альтернативными способами. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. А формировались системы с учетом традиционных особенностей того или иного общества. Отличие заключается в принципе создания финансовой базы для последующих выплат застрахованным лицам.
Они следующие:
- Индивидуально-накопительная. Претендент вкладывает собственные средства в специализированный фонд по договору о выплатах после достижения определенного количества лет. Популярна таковая система в США, Великобритании, Германии и других.
- Распределительная. Эта методика предполагает наличие госоргана (в РФ это ПФР). Таковой занимается сборов взноса, размер которого устанавливается на законодательном уровне. Претенденты на содержание в старости обращаются в госорган за пенсией и получают деньги из солидарного бюджета.
- Социальная. Методика создана на территории СССР. Ее особенность — это финансирование пенсий из госбюджета.
Социальные государства устанавливают для жителей более либеральные правила. Люди получают возможность уйти на покой пораньше. Применение индивидуально-накопительной методики приводит к влиянию владельцев частных фондов на законотворческий процесс. Они лоббируют принятие норм, повышающих возрастной параметр, чтобы не терять прибылей.
Учет гендерного параметра
К вопросам пенсионного обеспечения граждан страны подходят по-разному. Развитые стремятся передать функцию частным предприятиям, развивающиеся пока оставляют ее себе, но внедряют в урезанном объеме. Принципиально стоит вопрос об учете гендерного признака при формировании соответствующего законодательства. Власти одних держав уже давно уравняли в правах женщин и мужчин, другие пока придерживаются традиционных взглядов.
Гендерный принцип не учитывают:
- Япония;
- Дания;
- США;
- Германия;
- Венгрия и другие.
У женщин пока остаются привилегии в определении возрастного параметра перед мужчинами в:
- России;
- Швейцарии;
- Франции;
- Казахстане и иных.
Таблица показателя пенсионных лет в разных странах мира
Ниже приведены статистические данные, распространяемые через СМИ. Разбирая их, нужно учитывать особенности система разных государств.
Наименование |
Срок выхода на пенсию по старости (лет) |
Средняя длительность жизни человека (лет) |
|
Мужчины |
Женщины |
||
Япония | 70 | 82,1 | |
Дания | 67 | 78,3 | |
США | 65 | 78,1 | |
Канада | 65 | 81,2 | |
Норвегия | 67 | 78,3 | |
Испания | 65 | 80,1 | |
Швеция | 65 | 80,9 | |
Венгрия | 62 | 73,4 | |
Чехия | 62 | 76,7 | |
Германия | 67 | 79,3 | |
Швейцария | 65 | 64 | 80,9 |
Бельгия | 65 | 62 | 79,2 |
Польша | 65 | 60 | 75,6 |
Армения | 65 | 63 | 72,7 |
Грузия | 65 | 60 | 76,7 |
Великобритания | 68 | 60 | 79,0 |
Литва | 62,5 | 58,5 | 74,9 |
Италия | 67 | 65 | 80,2 |
Казахстан | 63 | 58 | 67,9 |
Беларусь | 60 | 55 | 70,6 |
Азербайджан | 62 | 57 | 66,7 |
Украина | 60 | 55 | 68,6 |
Франция | 67 | 65 | 81 |
РФ | 60 | 55 | 71,4 |
Самые низкие показатели
Раньше всех выходят на покой мужчины и женщины в социальных государствах. К ним в первую очередь следует отнести постсоветские державы:
- Россию;
- Украину;
- Беларусь.
В них женщины получают пенсионное содержание от государства в 55 лет, а мужчины — в 60. Но в указанных странах уже идет реформирование. Так, изменены возрастные показатели для государственных служащих в РФ и на Украине. Они повышены до 65/63 лет.
Сильны социальные традиции в Нидерландах. Здесь минимальный возрастной порог обязательного участия в трудовой деятельности на всем Западе. Мужчины и женщины могут не работать с 51 года. Это минимальный показатель.
Максимальный возрастной критерий
Законодатели устанавливают возраст отхода от дел с учетом двух важных факторов:
- национальных особенностей;
- средней продолжительности жизни.
Подобная методика, примененная в Японии, сделала страну лидером по длительности обязательного трудоустройства граждан. Пенсию здесь мужчины и женщины могут получить только в семидесятилетнем возрасте. Но и по его достижении многие не торопятся на покой. В Японии развит культ труда. Местные жители увлекаются профессией настолько, что трудятся по 16 часов в сутки. И часто остаются на службе до 80-ти лет.
Особенности систем обеспечения пенсиями
Большинство держав применяют на практике комбинацию систем. Так, часть выплат финансируется из солидарного бюджета, как в РФ из ПФР. А некоторые граждане делают накопления на старость самостоятельно. В большинстве случаев из бюджета финансируются пенсии людей, отработавших определенное время на власти. А обычные труженики поставлены перед необходимостью самостоятельно заботиться о старости.
В развивающихся державах пенсионную систему стали формировать только с 2000 года. Поэтому население таковых не получает из бюджета денег. Например, в Китае до последнего времени на выплаты могли рассчитывать отставные госслужащие и военные. Такая же система в 2020 году действует во Вьетнаме и Индии.
В Китае с 2017 года система претерпела изменения. Из бюджета теперь выделяется небольшое пособие престарелым гражданам, проживающим в сельской местности, без учета показателей стажа. Горожане же рассчитывать на таковое не могут. Их содержат родные и близкие.
Величина выплат
Возраст отхода от дел — это не единственный фактор, влияющий на положение престарелых людей. Критичной зачастую оказывается сумма, которую таковые получают на руки.
В таблице приведены средние показатели в разрезе отдельных держав.
Наименование |
Средняя сумма пенсии в тыс. евро |
Люксембург | 3,0 |
Дания | 2,8 |
Австрия | 2,0 |
Финляндия | 1,9 |
Норвегия | 1,76 |
ГДР | 1,27 |
Италия | 1,25 |
Франция | 1,2 |
Словения, США | 1,0 |
Испания | 0,9 |
Греция | 0,59 |
Португалия, Чехия | 0,5 |
Латвия | 0,3 |
Эстония | 0,23 |
Литва | 0,22 |
РФ | 0,19 |
Румыния | 0,18 |
Болгария | 0,12 |
Украина | 0,06 |
Мировые тенденции
Проблемы с содержанием престарелых граждан существуют во всех державах. Они носят финансовый характер и в целом не зависят от внедренной системы. Основные таковы:
- Для обеспечения запланированного финансирования выплат необходимо увеличивать средний взнос в распределительный фонд. Число застрахованных людей постоянно снижается ввиду увеличения продолжительности жизни, а значит, превалирования доли пенсионеров в общем количестве населения. Власти постоянно делают вливания в ПФ из госбюджета.
- Негосударственные фонды зарабатывают средства на бирже. Большая их часть разорилась и находится в стадии банкротства. Негосударственные фонды также получают финансовую поддержку их госбюджетов.
Специалисты констатируют несовершенство всех имеющихся методик пенсионного обеспечения граждан. Реформы были проведены после 2000 года в Великобритании, Швеции, Германии и иных. По сути, законодательство изменено так:
- увеличен минимальный стаж работы для получения содержания по старости;
- поднят возрастной порог выхода.
Однако указанные перемены не сняли основной проблемы. Работающие люди не могут обеспечить достаточного наполнения фондов для финансирования выплат старикам. Это всемирная проблема, которую предстоит решать специалистам. Пока выбран путь уменьшения срока получения пособия по старости. Возрастной порог повсеместно возрастает, а суммы выплат снижаются.
Необходимо продумать и внедрить принципиально иную схему финансирования. К примеру, эксперты просчитывают вариант распространения традиции по содержанию родителей на весь мир. То есть государство стремится снять с себя заботы о престарелом населении и переложить таковые на близких стариков или частные структуры.