Обращение в ПФР возможно не только граждан РФ, но и иностранцев и апатридов (не имеющих гражданства вообще). Приоритета в рассмотрении жалоб и заявлений нет. Они рассматриваются в порядке очереди.
Формы обращения в ПФР
Обратиться в Пенсионный фонд РФ можно как устно, так и письменно. Для этого нужно иметь Личный кабинет на сайте предоставления государственных услуг. Обращение можно подать лично и через представителя. Допустимо отправить заявление почтой или написать его через онлайн-форму на сайте.
Обращения в устной форме
Их можно подать только на приеме у специалиста Пенсионного фонда или его территориального подразделения. Устно подают обращения только те, чья личность достоверно установлена и не требует дополнительной проверки.
Обращения в письменной форме
Письменные заявления можно подать в ПФР четырьмя равнозначными способами:
- написать заявку при личной консультации у специалиста;
- подать обращение через представителя;
- заполнить онлайн-форму на интернет-портале;
- направить заявление Почтой России.
Заполнение заявления на личном приеме
Плюс этого способа состоит в том, что специалист Пенсионного фонда и проконсультирует насчет написания обращения (например, о назначении пенсии), и исправит возможные недочеты сразу же. Минус заключается в том, что предварительно необходимо записаться на прием.
Направление заявления через представителя
Это возможно, если заявитель самостоятельно не в состоянии подать заявление (полностью или частично недееспособен, находится на лечении и пр.). Подать обращение вместо заявителя могут его близкие родственники, опекуны, попечители и прочие законные представители. Если заявитель дееспособен, но находится на излечении в стационаре или по иной причине не может сам посетить подразделение ПФР, то представителю потребуется доверенность.
В Личном кабинете на портале Пенсионного фонда есть опция «Обращение через представителя». При заполнении онлайн-заявления нужны будут данные не только заявителя, но и представителя.
Подача заявления онлайн
Наиболее удобная форма подачи заявления — это заполнение онлайн-формы в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ. Здесь доступна подача всех возможных заявлений: о назначении пенсии, о доставке пенсии, о выдаче сертификата на материнский капитал и т. д.
Для заполнения онлайн-заявления надо иметь учетную запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru). Только с ее помощью можно войти в Личный кабинет на сайте Пенсионного фонда.
Подтверждающие документы необходимо прикрепить к заявлению в виде сканов.
Как подать документы в Пенсионный фонд РФ
Документы можно подать теми же способами, что и само заявление: прикрепить сканы при подаче онлайн-обращения, передать сотруднику ПФР в ходе личного приема, направить почтовым отправлением.
Можно ли рассчитывать на помощь сотрудника ПФР
Да, можно. Сотрудники пенсионного фонда обязаны оказывать помощь в правильном заполнении заявления, консультировать по вопросам назначения пенсий, оформления материнского капитала и пр. Специалисты ПФР не вправе отказывать посетителям в даче консультаций. Кодексом этики сотрудников ПФР предусмотрен запрет на грубое, некорректное поведение специалистов.
Какие сроки установлены для подачи документов в ПФР?
Четкого срока для граждан касательно подачи документов на назначение пенсии и пр. законодательством не установлено. Весь пакет документов должен быть приложен к заявлению сразу же. Дополнительно запрошенные сотрудником ПФР документы должны быть представлены в кратчайшие сроки.
Специалисты Пенсионного фонда рассматривают заявление и поданные документы в десятидневный срок с момента их подачи.
Направление запроса в Пенсионный фонд РФ
Для направления запроса в Пенсионный фонд РФ о получении доступа к персональным данным необходимо иметь на портале Личный кабинет. Его можно завести, только имея соответствующий Личный кабинет на интернет-портале Госуслуг. Иначе доступ к электронным персональным данным для заявителя закрыт.
Как зарегистрировать Личный кабинет?
Пошаговая инструкция:
- Перейти на сайт — pfrf.ru;
- Выбрать пункт «Личный кабинет гражданина»;
- Выбрать кнопку «Вход»;
- Затем кнопку «Зарегистрируйтесь»;
- Ввести требуемые данные (из учетной записи на портале «Госуслуги»);
- Нажать «Зарегистрироваться».
Как получить выписку из личного пенсионного счета
Для того, чтобы узнать состояние пенсионного счета можно в Пенсионном фонде заказать выписку. Для этого необходимо:
- Зайти на сайт Госуслуги (или сразу на сайт Пенсионного фонда России);
- Выбрать раздел «Личный кабинет гражданина»;
- Из открывшегося списка выбрать ПФР;
- Выбрать пункт, посвященный информированию граждан о состоянии их страхового пенсионного счета;
- Заказать извещение о состоянии счета;
- Нажать «Получить услугу».