Законодательством РФ предусматривается заявительный характер получения пенсии. Следовательно, для оформления пособия гражданин должен самостоятельно обратиться в подразделение ПФР и предоставить сотруднику необходимые документы.
Когда назначается пенсия
Выплата пенсии производится только при соблюдении гражданином нескольких условий:
- Достижение необходимого возраста.
- Наличие достаточного стажа.
- Накопление баллов.
При невыполнении вышеперечисленных условий, к примеру, при отсутствии у заявителя достаточного стажа, ему назначается социальная пенсия.
В 2020 году возраст для выхода граждан РФ на заслуженный отдых, установлен на следующих отметках:
- для мужчин — 61 год;
- для женщин — 56 лет.
Чтобы получить пенсию, заявитель должен иметь определенный страховой стаж: минимальный размер по состоянию на 2020 год составляет 11 лет. Помимо трудовой деятельности человека, в этот промежуток времени могут быть включены:
- Служба в рядах армии по призыву.
- Уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
- Уход за человеком с 1 группой инвалидности.
Досрочная пенсия
Воспользоваться такой привилегией можно при наличии одного из нескольких условий:
- Человек трудится во вредных или тяжелых условиях;
- Гражданин входит в «малые списки»;
- Такая привилегия предусмотрена для отдельных профессий, к примеру, для медиков, педагогов;
- Заявитель имел должность летного или испытательного состава;
- Наличие северного стажа;
- Человек отнесен к отдельной социальной категории.
Пенсия по инвалидности
Государство предоставляет гражданам, имеющим группу инвалидности, при условии наличия у них стажа трудовой деятельности, трудовую пенсию по инвалидности. Выплата такого обеспечения производится даже при наличии одного дня стажа, главное, чтобы этот период работы был внесен в трудовую книжку, а работодатель уплатил все необходимые взносы в фонд.
Перед получением такой пенсии, гражданин должен определиться, какой вид обеспечения для него более привлекателен: трудовая пенсия или социальная. В зависимости от стажа работы и количества накопленных баллов, размер этих выплат может существенно отличаться.
Сроки для сдачи документов
Заявление, где будущий пенсионер выражает свое желание получать страховую пенсию по старости, подается им за день до возникновения права на обеспечение. Обратиться с заявлением можно в любой удобный для человека момент, но не более чем за месяц до появления права на выплаты.
Обращение и сопутствующие документы передаются сотруднику ПФР по месту регистрации или постоянного пребывания страхователя. Сотрудники госучреждения вправе рассматривать бумаги и принимать решение о возможности осуществления выплат в течение 10 дней.
Если предоставленного пакета документов недостаточно для назначения пенсии, у гражданина есть 3 месяца, чтобы донести недостающие бумаги. Такой продолжительный срок установлен потому, что большинство справок и запросов обрабатываются длительный промежуток времени.
Назначение пенсионных выплат производится со дня обращения гражданина за получением обеспечения, но не раньше возникновения у него права на получения пенсии, кроме нескольких исключительных случаев:
- Человек обращается в ПФР в течение одного месяца со дня его увольнения из организации (выплаты производятся со дня, следующего за датой увольнения);
- Человек обращается за получением выплат в течение года с момента признания его нетрудоспособным (выплата осуществляется со дня получения гражданином документа, подтверждающего его нетрудоспособность);
- Человек написал заявление о выплате пенсионного обеспечения по потере кормильца, если обращение в ПФР произошло в течение 1 года с момента появления у него такого права (пенсия назначается со дня смерти кормильца).
Куда обращаться
Согласно закону, человек имеет право обратиться за оформлением пенсии в любой удобный для него день с момента наступления права на гособеспечение.
Обратиться с заявлением на получение пенсии можно:
- В местное подразделение ПФР, расположенное по месту жительства или проживания заявителя.
- В МФЦ.
- На официальном сайте ПФР.
Документы
Чтобы получить пенсионное обеспечение по старости, человек должен предоставить в фонд несколько документов:
- Документ, который используется в качестве удостоверения личности заявителя (чаще всего паспорт);
- Документы, которые являются подтверждением периодов работы или иной деятельности человека. Все предоставляемые в фонд бумаги должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями законодательства, в противном случае сотрудник ПФР вправе не принять их;
- Документы, в которых рассчитывается среднемесячный заработок гражданина за любые 5 лет трудовой деятельности до 2002 года (эта справка предоставляется только при необходимости);
- Иные документы, предоставление которых требуется, чтобы подтвердить наличие дополнительных обстоятельств для получения пенсионных выплат.
Условия для назначения пенсии
Чтобы получать страховую пенсию по возрасту, гражданин должен соответствовать нескольким условиям:
- Достижения возраста, установленного на законодательном уровне. По общему правилу, рассчитывать на пенсию по старости могут мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет. Но некоторые граждане могут воспользоваться правом на досрочный выход на заслуженный отдых, если они входят в одну из категорий лиц, выделенных законодателем.
- Страховой стаж заявителя превышает минимальную отметку в 11 лет (в 2020 году). Впоследствии этот минимальный временной промежуток будет увеличиваться по 1 году, до достижения отметки в 15 лет.
- Достаточное количество пенсионных баллов. К 2025 году этот показатель составит 30, но в 2020 он равен 18,6.
Когда можно обратиться за получением пенсии
По закону, у гражданина есть право обратиться в госучреждение за получением пенсионных выплат в любое время после достижения им установленного законодательством возраста.
Заполнение заявления на пенсию
Ознакомиться с бланком заявления на получение пенсии может любой желающий, так как этот документ размещен на официальном сайте ПФР. Образец заполнения заявления можно увидеть непосредственно при визите в госучреждение или найти в интернете.
Заявитель должен указать в своем обращении на получение пенсии следующую информацию:
- Наименование государственного органа, в который подается заявление (следует указать именно территориальное подразделение ПФР, куда подаются документы);
- Данные будущего пенсионера, наличие у него российского гражданства и контактные сведения;
- Номер СНИЛС;
- Сведения о паспорте или ином документе, использующемся в качестве удостоверения личности;
- Сведения о наличии официального трудоустройства на момент обращения;
- Данные о наличии у заявителя иждивенцев;
- Сведения о законном представителе заявителя (если будущий пенсионер в состоянии обратиться в госучреждение за оформлением пенсии самостоятельно);
- Просьба о назначении заявителю пенсионного обеспечения и данные обо всех пенсионных выплатах, которые были назначены человеку ранее (последняя информация указывается только при наличии таких пенсий);
- Полный перечень всех документов, которые предоставляются к обращению;
- Личная подпись заявителя или действующего от его имени законного представителя.
Адрес, где постоянно проживает гражданин или где он зарегистрирован, тоже должен прописываться в обращении полностью, никакие сокращения не допускаются. При отсутствии у заявителя паспорта, в заявлении указывается информация о других документах, которые по закону могут использоваться в качестве удостоверения личности.
Подтверждающие документы
Для уточнения некоторых обстоятельств, сотрудникам ПФР может потребоваться предоставление заявителем дополнительных документов, к примеру:
- Документ, подтверждающий смену ФИО;
- Документ, подтверждающий факт проживания заявителя в России или по месту его пребывания;
- Документ, который является обоснованием нахождения человека за пределами РФ;
- Подтверждение того, что заявитель является на полном обеспечении у другого человека;
- Документ, подтверждающий факт продолжения иждивенцем учебы после достижения им совершеннолетнего возраста;
- Документ, свидетельствующий о наличии родственных отношений;
- Доказательство того, что заявитель относится к малочисленным народам Севера;
- Удостоверение, подтверждающее участие заявителя в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или пребывания в иных радиоактивных зонах;
- Документ, с помощью которого заявитель может подтвердить обоснованность выполнение отдельных видов работ.
Порядок назначения пенсии, и ее выплаты
Уполномоченным государственным органом, который вправе принимать решение о назначении пенсии и в дальнейшем заниматься выплатой такого обеспечения, является ПФР. Чтобы получить пенсию, заявитель должен обратиться в территориальное подразделение госоргана по месту своего жительства или регистрации.
Если человек впоследствии переезжает в другое место, то выплата пенсионного обеспечения не прекращается, она продолжается на новом месте с учетом сведений, содержащихся в пенсионном деле.
Выплата пенсионного обеспечения производится при предъявлении гражданином паспорта или иного документа, который может быть использован в качестве удостоверения личности.
При этом у гражданина есть право самостоятельно выбрать, каким способом он будет получать денежные средства:
- К нему на дом будет приходить сотрудник государственного органа;
- Средства будут перечисляться на банковскую карту, реквизиты которой были указаны в заявлении;
- Деньги будут попадать к адресату через специальную организацию, осуществляющую доставку пенсий, в том числе и на дому.
После того, как гражданин выбрал, каким именно способом он будет получать средства, он должен уведомить об этом ПФР.
Как правило, срок действия такого разрешения составляет 1 год, но при его превышении выплата средств представителю производится в течение всего срока действия доверенности, но пенсионеру придется самостоятельно ежегодно подтверждать факт наличия у него прописки по месту получения пенсионного обеспечения.