Статьей 39 Конституции Российской Федерации за каждым закреплено право на социальное обеспечение, в том числе на пенсию при достижении ряда условий. Гарантом обеспечения прав граждан на пенсионные выплаты является ПФР — организация с государственным внебюджетным фондом.
Общие положения о бюджете ПФР
Важнейший финансовый план организации проектируется и утверждается Федеральным собранием Государственной думы. Наряду с общим бюджетом финансовый документ Пенсионного фонда регламентируется отдельным пунктом.
Доля бюджета ПФР в общенациональном валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет (доходы/расходы):
- 10,8%;
- 10,2%.
На протяжении последних 13 лет (с 2005 года) наблюдается дефицит пенсионного обеспечения. Дефицит финансовых средств в объеме почти 74 млрд. рублей заложен и в проекте бюджета ПФР на 2019 год.
Доходная и расходная части бюджета ПФР
Основными статьями финансового наполнения ПФ являются:
- Стандартные взносы, уплачиваемые работодателями и индивидуальными предпринимателями по утвержденной процентной шкале;
- Дополнительные финансовые отчисления работодателями на получение работниками досрочных пенсий по установленным законом основаниям;
- Пени и штрафы, наложенные на недобросовестных плательщиков;
- Доходы от выгодно инвестированных денежных средств;
- Покрытие дефицита за счет финансов из федерального бюджета.
С 1 января 2019 года пенсии в бюджете ПФР будут пополняться из нового источника — это так называемые «коррупционные» деньги: финансы, конфискованные вследствие разоблачения коррупционных правонарушений.
Значимыми расходными функциями ПФР являются:
- Выплаты по программе ОПС;
- Реализация социальных дотаций льготной категории граждан;
- Обналичивание сертификата на материнский капитал;
- Перечисление средств по программе государственного софинансирования;
- Доплаты к пенсиям, чей размер не дотягивает до величины прожиточного минимума.
Кроме того содержание центрального аппарата и территориальных органов ПФ производится из сметы ПФР. Кстати, эта статья расходов на августовском экономическом форуме 2018 года признана самой неэффективной и бессмысленной, так как аппарат Пенсионного фонда разросся до непомерных размеров, на содержание многочисленной армии чиновников и роскошных зданий ПФ расходуется почти 1,5% пенсионных отчислений.
Законотворчество в принятии финансового плана Пенсионного фонда Российской Федерации
На примере принятия бюджета ПФРна 2019 год прослеживается последовательность составления главного финансового документа страны.
Наряду с принятием закона на следующий год в рамках трехлетнего планирования обязательно рассчитываются сбалансированные доходная и расходная части бюджета на два последующих года.
ФЗ № 363 от 5 декабря 2017 года сформирован бюджет ПФ на период 2018-2020 годов, который 7 декабря подписал Президент России.
Дополнительно на рассмотрение в Государственную Думу представлен проект бюджета пенсионного фонда на 2019 год, который 24 октября 2018 года был утвержден в первом чтении. Таким образом, основной финансовый документ на 2019 год обрел законную силу.
Основные характеристики бюджета ПФР на 2019-2020 годы
Для граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года, бюджетная система РФ представляет практический интерес. Ведь в документы отражены показатели, влияющие на размер будущих материальных выплат.
Ниже в таблице представлены характеристики по годам (для сравнения приводится 2018 год), применяемые при расчетах на пенсионном калькуляторе.
Параметры | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Максимальный размер базы для начисления взносов в страховую часть пособий, тыс. руб. | 1021 | 1129 | 1248 |
Фиксированная ставка к страховым дотациям, руб. | 4982,9 | 5334,19 | 5686,25 |
СПК — цена одного ИПК, руб. | 81,49 | 87,24 | 93,00 |
Как видно из таблицы, плановые показатели растут по годам на величину утвержденной индексации, которая составляет по годам:
- 2019 г. — 7,05%;
- 2020 г. — 6,6;
- 2021 г. — 6,3%.
Однако необходимо учесть, что индексации коснуться только тех граждан, которые не работают, будучи в статусе «пенсионер», то есть, если человек оформил пособие, например, в 2018 году, но продолжает трудиться то ИПК для него «заморожен» в объеме, законодательно закрепленном на дату выхода по выслуге лет.
На какой объем пособий можно рассчитывать гражданам в ближайшее время?
В бюджете ПФР на 2019 год заложена индексация на 7,05%. Начиная с июля прошлого года, от имени Правительства гарантировалась прибавка в объеме одной тысячи рублей.
Собственно, ради этой и последующих ежегодных прибавок, как анонсировалась индексация, и была затеяна весьма непопулярная реформа повышения пенсионного возраста.
Однако реформа вызвала широкий негативный резонанс в обществе. И не напрасно. Ведь обещанная сумма рассчитывались исходя из среднестатистической пенсии, равной 14414 р. Но в стране очень многие пенсионеры получают пособия в размере около 10 000 руб. и даже меньше. Соответственно, для них прибавка составит всего 700 руб.
Однако, исходя из пресловутого среднего пособия, в бюджете заложены следующие размеры ежемесячных дотационных выплат (руб.):
- 2019 г. — 15 367;
- 2020 г. — 16 284;
- 2021 г. — 17 212.
К 2024 году размер отчислений в пользу пенсионеров планируется довести до 20 тысяч рублей.
Условия для работающих пенсионеров
Одним из доводов в пользу реформы повышения возраста послужил тот факт, что после выхода на заслуженный отдых, 35% граждан продолжают официально трудиться. Минтруд же озвучил еще более высокую цифру — 50% работающих пенсионеров.
Конечно, это мнение о «любви к труду» от лукавого. Большинство просто боится резкого сокращения финансовых поступлений, либо пытается создать небольшой резерв, получая одновременно зарплату и пенсию.
Еще одной неутешительной новостью для работающих пенсионеров является заморозка индексаций пенсионных выплат, начатая в 16 г. и не подлежащая отмене в году наступившем.
1 августа каждого года в беззаявительном порядке с учетом страховых взносов, уплаченных работодателем, происходит перерасчет выплат на стоимость накопленных баллов, максимум которых равняется 3 ИПК. Таким образом, с учетом СПК, максимальная прибавка, например в 2018 году, составила максимум 244 рубля.
После официального выхода на пенсию с предъявлением соответствующей записи в трудовой книжке пособие пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций, и новые начисления начнут поступать не через 3 месяца, как это было до 18 года, а со следующего календарного месяца.
Индексация социальных пенсий
Повышение пенсионного возраста коснется также категории граждан, претендующих на социальные выплаты по причине недостающего стажа или недостаточного количества баллов.
Разрыв между сроками получения пенсиона в 5 лет сохранится и будет ступенчато нарастать. То есть к запланированному 2023 году женщины смогут претендовать на соцпенсию в 65 лет, мужчины — в 70 лет.
Для тех, кто уже получает данный вид пособий предусмотрена ежегодная индексация, традиционно проводимая первого апреля.
Величина индексаций такова:
- 2019 год — 2,4%;
- 2020 год — 3,9%;
- 2021 год — 2,7%.
Что касается размера социальных пособий, то соцпенсия не может быть меньше прожиточного минимума.
К тому же принято положение, отменяющее соцвыплаты в случае трудоустройства пенсионера. Вновь начисляться они будут только после увольнения труженика.
Последние новости
Обещанное повышение на 25% пенсий сельчанам, имеющим трудовой стаж на работе в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающим в сельской местности по настоящее время, требует некоторого пояснения.
Точно также рассчитываются доплаты для других категорий сельских жителей.